Наследие отца Александра Шмемана

Вступительное слово к конференции

В течении всей жизни и продолжительного священнического пути, будучи рукоположенным в 23 года, отец Александр Шмеман был активно вовлечен в жизнь Церкви. Он был проповедником, пастырем, педагогом, полемистом, богословом. Его преждевременная кончина, за которой последовала смерть отца Иоанна Мейендорфа, стала невосполнимой утратой. С тех пор минуло 25 лет, отмеченных радикальными переменами, главным образом, падением коммунистического режима в СССР и в дружественных народно-демократических странах, что способствовало пробуждению православия и коренной перемене его положения в мире. Многое говорит о том, что мы живем в другом мире, нежели отец Александр.

Вместе с тем, замечено, что с годами присутствие и влияние отца Александра Шмемана не ослабевает а напротив, только растет. Смысл его деяний и трудов, освобожденных от налета современности и неизбежных случайностей становится все более ясным и целесообразным. Благодаря его сочинениям, живой голос отца Александра - всегда твердый, часто пророческий - все более признан православными как голос Церкви, вне национальных и идеологических ограничений.

Творчество отца Александра Шмемана вписывается в главное русло русской богословской и литургической традиции, которая нашла прибежище в Парижском Богословском институте преп. Сергия и, далее, распространилась в мире, в частности, в Америке. Оно играет сегодня важнейшую роль в возрождении Церкви в России, где столько нитей было прервано, и где для многих наиболее сознательных членов клира и мирян оно является ориентиром, ценным звеном позволяющим восстановить живую связь с церковным Преданием. Многие современные читатели отца Александра, вдохновленные его опытом, принадлежат к новому поколению.

Подъем интереса, наблюдаемого сегодня, для многих связан с недавним выходом в свет Дневников отца Александра, несомненно, самого значительного его произведения, публикация которого стала подлинным событием, непрестанно вдохновляющим на дискуссии и размышления. Полный сборник его разрозненных статей, многие из которых трудно или невозможно найти, появится в конце этого года в Москве и станет вкладом в новое постижение разнообразных граней его богословского и публицистического дарования. Большие надежды в будущем возлагаются на возможную публикацию обширнейшей переписки отца Александра, продолжающей и восполняющей образ, вырисовывающийся по Дневникам. 25-ая годовщина со дня смерти отца Александра – возможность оглянуться и оценить значение его личности и его произведений для современного православия. Наряду с многочисленными, уже проведенными собраниями памяти о. Александра, цель этого коллоквиума - подвести итоги, охватив насколько возможно полно разные аспекты его деятельности, творчества и видения, предложив многоплановое прочтение его наследия с точки зрения актуальности для современной Церкви.

Кроме того, это возможность напомнить о вкладе деятельности отца Александра Шмемана в миссию православия в Западной Европе, и в особенности во Франции, стране его детства, обучения, рукоположения во священники (с назначением в часовню в Кламаре), и начала его церковной деятельности, в частности, в лоне Русского Студенческого Христианского Движения. После переезда в Америку для работы в Свято–Владимировской семинарии в Нью–Йорке, отец Александр регулярно возвращался в Париж, с которым продолжал ощущать внутреннюю связь, где у него остались друзья и члены семьи.

Сегодня, более чем когда бы то ни было, в эпоху постепенного объединения местных православных Франции вокруг Ассамблеи епископов, видение отца Александра, вдохновленного «таинством Церкви» в его двойном, вселенском и поместном измерении, безбоязненно и действенно выступавшего против всего того, что представлялось ему недопустимой «редукцией» Предания церковного и евангельского Благовестия, может послужить ориентиром и источником вдохновения в деле созидания местной Православной Церкви в Западной Европе.

Первая страница